Преодоление когнитивного дефицита, в свою очередь, также ведется по двум направлениям — это восстановление нарушенных звеньев функциональных систем и выработка стратегии компенсации имеющихся нарушений в том случае, когда восстановление оказывалось невозможным. В зависимости от дефекта и запроса пациента «мишенью» реабилитации являются такие функции, как память, речь, зрительный и зрительно-пространственный гнозис, праксис, функции программирования, регуляции и контроля психической деятельности (планирование действий, постановка целей и задач, контроль за их реализацией).
Выработка адекватной стратегии компенсации происходит как с учетом характера нарушений, имеющихся у пациента, так и с учетом возрастных особенностей, учитывающих смену стратегий в возрасте инволюции.
Работа с эмоционально-личностной сферой имеет своей целью эмоциональную адаптацию пациента к ситуации болезни. Это предполагает, в первую очередь, создание адекватной внутренней картины болезни (ВКБ). Для достижения этой задачи необходимо разъяснить пациенту особенности его нового состояния (состояния физического, когнитивного ограничения) и помочь в его принятии, сформировать новый образ «Я».
Важной составляющей работы является поиск новых жизненных целей и смыслов, на которые можно было бы опереться в настоящей ситуации. При необходимости, ведется специальная работа с психологической травмой, причиненной болезнью.
С родными и близкими проводится разъяснительная работа (информирование о болезни, о принципах психического функционирования, о целях и задачах реабилитационной работы в целом и ее отдельных этапов) и затем осуществляется активное включение их как помощников-участников в процесс реабилитации.